Организационно правовая форма фонда капитального ремонта многоквартирных домов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организационно правовая форма фонда капитального ремонта многоквартирных домов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Минимальный размер фонда капитального ремонта определен нормативными документами органами госвласти региона, осуществляющими контроль за выполнением капремонтов, определенного муниципальной госпрограммой капремонта имущества коллективного пользования жилого дома.

Для осуществления контроля над деятельностью Фонда распоряжением Правительства Архангельской области утвержден персональный состав Наблюдательного совета Фонда.

Состав наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области»

Рожин Дмитрий Васильевич заместитель председателя Правительства Архангельской области (председатель наблюдательного совета)
Поташев Андрей Петрович министр топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (заместитель председателя наблюдательного совета)
Сорванова Наталья Андреевна заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Заря Виктор Николаевич председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по жилищной политике и коммунальному хозяйству (по согласованию)
Лемешева Тамара Трофимовна заместитель министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Сердюк Юрий Иванович председатель Общественной палаты Архангельской области (по согласованию)

Имущества в многоквартирных домах

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Статья 179. Имущество регионального оператора

1. Имущество регионального оператора формируется за счет:

1) взносов учредителя;

2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

3) других не запрещенных законом источников.

2. Имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

3. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

4. Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора. При этом законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что такое использование средств допускается только при условии, если указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований.

Статья 180. Функции регионального оператора

1. Функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

Читайте также:  Оформление командировки в 2023 году документы

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

2. Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

3. Региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Положения настоящей части распространяются на открытие региональным оператором специальных счетов в случаях, если вопрос о выборе российской кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 170 настоящего Кодекса считается переданным на усмотрение регионального оператора.

(часть 3 введена Федеральным закономот 28.12.2013 N 417-ФЗ)

4. Региональный оператор вправе открывать счета, за исключением специальных счетов, в финансовых органах субъектов Российской Федерации, если это предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Формирование фонда капитального ремонта МКД

Собственники, в обязанности которых входит управление домом, коллективно определяются со способом размещения временно свободных средств, необходимых для финансирования ремонтных работ здания или его конструктивных элементов. Выбрать нужно один из двух способов:

  • формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;
  • поступление средств на счет регионального оператора.

Если по прошествии 6-месячного срока способ формирования фонда капитального ремонта не был определен, госорганы власти имеют право реализовать второй способ. Другими словами, владельцем счета для хранения временно свободных средств избирается региональный оператор.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов пополняется за счет следующих средств:

  • оплата, прямо предназначенная для осуществления капремонтов (взносы);
  • пеня за неисполнение вышеуказанных обязательств по перечислению взносов;
  • оплата процентов за использование временно свободных средств, расположенных на спецсчете.

Размеры фонда определяются следующим образом: сумма поступивших средств в качестве взносов за вычетом денежных средств, перечисленных как оплата за услуги и ремонтные работы, куда включается также платежные документы по их авансированию.

Выбор способов формирования фонда

Согласно законодательству, право выбора любого из способов поступления средств на капремонт принадлежит исключительно собственникам жилья, которые осуществляют управление. При условии, что такое решение принято установленным количеством голосов и документы направлены в жилищный госнадзор в определенные законом сроки.

Данное решение о размещении временно свободных средств принимается владельцами жилья не позже 6 месяцев с момента обнародования областной госпрограммы капремонта. Владелец спецсчета подает в соответствующий банк заявление об открытии спецсчета для аккумулирования взносов в течение 15 суток со дня сообщения об определении его владельцем. Иной срок открытия счетов может устанавливаться на собрании владельцев жилья.

Инициатор проведения собрания обязан направить владельцу спецсчета копии соответствующих документов (протоколов и решений).

Когда решение про выбор способа размещения временно свободных средств не вынесено, документы в жилгоснадзор не направлены, но заканчивается 6-месячный срок, установленный законом, представители муниципальных властей обязаны за месяц до истечения данного срока инициировать сбор собственников жилого дома.

Стоит ли переживать, что деньги идут в кассу всего города, а не конкретно одного дома?

Многих жильцов волнует и возмущает тот факт, что приходится платить взносы, которые будут расходоваться на ремонтные работы других домов, включенных в региональную программу капитального ремонта. Однако, нет смысла переживать, так как в любом случае организация устанавливает ориентировочные сроки ремонта каждого дома.

Об этом можно узнать на официальном сайте Фонда, либо на портале государственных услуг, нажав на специальную вкладку «Квартира, ЖКУ». Там есть необходимая информация по каждому номеру дома поэтому рано или поздно региональный капитальный ремонт будет проведен в любом жилом комплексе.

В первую очередь капремонт региональный оператор проводит в старых домах, поэтому Фонд изначально включает их в специальную региональную программу капитального ремонта, дом в программе может оказаться и раньше, если он сильно изношен и нуждается в совершенствовании эксплуатационных характеристик, в этом случае всегда можно обратиться в Фонд, как лично, так и с помощью управляющей компании (об очереди на капитальный ремонт читайте тут).

Если нет доверия к региональному оператору, то в любой момент можно открыть специальный счет согласно ст.173 ЖК РФ. В данном случае все денежные средства будут поступать на определенный депозит конкретного дома, то есть другие жилые дома никак не смогут претендовать на накопленные денежные средства, расположенные на специальном счете. Однако, в любом случае решение о проведении капремонта принимает только Фонд поэтому жильцы не смогут свободно распоряжаться деньгами и решать ремонтные вопросы.

За что можно привлечь к ответственности фонд капитального ремонта?

Хочу задать вам очень интересный вопрос, который затрагивает многих россиян.

Все мы ежемесячно платим за капитальный ремонт наших домов. Если кто-то из собственников не оплачивает эти квитанции, то региональный фонд капитального ремонта может выставить неустойку или штраф. А если сам фонд капитального ремонта не выполняет взятые на себя обязательства — не делает вовремя ремонт, — могут ли собственники взыскать с него неустойку или штраф за просрочку сроков работ? Как это можно сделать?

С фонда капремонта нельзя взыскать неустойку или штраф за просрочку работ: это не предусмотрено законом. Но если капремонт окажется некачественным или пройдет с нарушением срока, то с фонда можно потребовать убытки или заставить все переделать. Расскажу подробнее, как это работает.

Немного истории вопроса

В 2012 году государство призналось, что не в состоянии больше нести бремя за капитальный ремонт жилья. Если до этого действовали различные схемы двойного или тройного софинансирования, когда львиная доля расходов ложилась на федеральный бюджет, то с принятием поправок в Жилищный кодекс почетное право ремонтировать свои дома присвоили жильцам оных. После этого регионы стали принимать областные программы. Кто-то, как Самарская область, стартанул в первых рядах в 2014 году, но основная масса субъектов перешла на новую систему финансирования капремонта в этом году. Например, Москва объявила о начале программы 1 июля 2015 года.

21 июня 2013 года Самарская губернская дума приняла Закон под № 60 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», где расписала все правила игры между человеком и региональным оператором программы. Закон очень хитрый. Он сильно напоминает крепостное право вместе с барщиной и оброком. Есть там даже свой «Юрьев день».

Правовое положение регионального оператора

  • 1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
  • 2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
  • 3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
  • 4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций.
  • 5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
  • 6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
  • 7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности, рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально- экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

Непростительное падение

Закон Самарской области определил, что в течение 30 лет все дома, указанные в программе, будут подвергнуты капитальному ремонту. Причем виды капитального ремонта определяются на основе долгосрочных и краткосрочных планов, которые формируются совместно с муниципалитетами. В частности, краткосрочный план реализации данной региональной программы на 2014 год был утвержден приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 304 от 30.12.2014.

Мой дом записан в программе капремонта на 2014-2015 год. Я лично нашла его в реестре, опубликованном на сайте фонда. По информации этого источника, в доме должны быть отремонтированы инженерные коммуникации и произведен ремонт подвала. Не хочу показаться занудой, но никакого ремонта не было и не намечается.

По данным Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, по состоянию на июль 2015 года «завершено и принято выполнение работ собственниками помещений в 467 многоквартирных домах, в том числе:

— в 117 домах проведен ремонт инженерных систем;

— в 317 домах – ремонт крыш;

— в 12 домах – ремонт или замена лифтового оборудования;

— в 21 доме – ремонт и (или) утепление фасада».

Однако на этапе запуска программы в 2014 году Фонд капитального ремонта декларировал выполнение работ по 862 многоквартирным домам до 31 декабря 2014 года! Таким образом, нехитрая арифметика показывает, что заявленные темпы сильно отличаются от реальных.

Комментируя первые итоги реализации программы по капремонту, губернатор Самарской области Николай Меркушкин произнес: «Реализация программы зависит от степени доверия людей и власти». И это золотые слова, потому что если бы программа набрала верные темпы с самого начала, если бы люди видели результаты, то и вопрос: «Платить — не платить за капремонт» не возникал бы.

Один из авторов поправок в Жилищный кодекс, депутат Государственной Думы Павел Качкаев, критикуя реализацию программы по капитальному ремонту, привел такие цифры: «С 2008 по 2013 годы мы набрали хороший темп по капитальному ремонту жилья — 70 миллионов квадратных метров в год. А по итогам 2014 года эта цифра составила 34 миллиона квадратных метров — то есть вдвое меньше! Это непростительное падение».

Программа провалена? Отчасти можно сказать и так. Точнее будет формулировка: не оправдала надежд. И ситуация с закрытостью регионального оператора программы Фонда капитального ремонта добавляет негатива к общей ситуации.

Что делать при некачественном исполнении НКО своих обязательств?

Фонд капитального ремонта должен в полной мере нести ответственность за невыполненную или выполненную некачественно работу по восстановлению дома.

Больше о том, что подразумевает под собой капитальный ремонт и каких видов бывает, читайте тут.

Если у собственников протекла крыша по вине подрядчиков, которые делали в доме ремонт, то выплату всех ущербов, штрафов и компенсаций осуществляет Фонд капитального ремонта. Подробно о капитальном ремонте кровли и крыши многоквартирного дома мы рассказывали здесь.

Если он не сделает это в добровольном порядке, то собственники могут смело идти в суд. Но на первом этапе лучше начать решение вопроса с досудебных разбирательств.

Читайте также:  Деликтоспособность субъекты трудового права

Кто освобожден от взносов

Не уплачивают взносы на капремонт собственники:

  • аварийных домов, включенных в программу расселения;
  • многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
  • квартир в закрывающихся населенных пунктах.

Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
  • Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.

Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:

  • для многодетных и малообеспеченных семей;
  • одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
  • собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.

Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта

Собственники, принявшие решение о формировании фонда на счете регионального оператора, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета.

Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту обязан:

1) подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения связанные с проведением капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

5) осуществлять приемку выполненных работ;

6) нести иные обязанности, предусмотренные договором о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Понятие и законодательная основа фонда капитального ремонта МКД

Фонд капитального ремонта МКД – это формируемый на специальном счете из ежемесячных платежей жильцов денежный запас, который может расходоваться только на финансовое снабжение мероприятий по капремонту многоквартирного дома.

Обязанность собственников вносить сборы ежемесячно, процедура накопления и распределения средств и в целом реализация этой программы закреплены следующими законодательными актами:

  1. Жилищным кодексом РФ. В разделе 9 этого нормативного акта регламентируются основные положения о капитальном ремонте зданий. Они регулируют порядок накопления и распределения денежных средств, устанавливают перечень работ, которые реализуются в рамках проведения капремонта. Также этот нормативный акт закрепляет обязанность собственников помещений содержать принадлежащие им квартиры и имущество, которое находится в общем владении жильцов. В ЖК РФ содержатся и меры ответственности, применяющиеся к владельцам недвижимости, которые эти обязанности не исполняют.
  2. Гражданским кодексом РФ. Закрепляет обязанность собственника содержать, в том числе и финансово, принадлежащее ему недвижимое имущество. Данное правило пересекается с требованиями ЖК РФ, что подтверждает их законность.
  3. Нормативными актами субъектов РФ. В них каждый регион самостоятельно закрепляет нюансы реализации программы капитального ремонта домов в субъекте. В частности, в ведении местных законодателей находится определение минимального размера платежа, финансирование капремонта из иных источников, расширение перечня работ, льготы.
  4. Иными нормативными актами. К подобным документам можно отнести акты, содержащие нормы и стандарты проведения работ в рамках капитального ремонта.

В ведении региональных властей находятся также следующие моменты:

  • правила определения текущего состояния общего имущества жильцов в МКД;
  • составление региональной программы капитального ремонта в субъекте РФ;
  • организация мероприятий в рамках реализации программы капитального ремонта жилищного фонда;
  • контроль над накоплением и распределением средств на счетах.

Местные власти и региональный оператор обязаны обеспечивать доступность и открытость сведений для граждан, прозрачность системы капитального ремонта МКД.

Фонд капитального ремонта определенного дома может быть сформирован:

  • на специальном счете. По решению жильцов открывается отдельный счет, на котором аккумулируются поступающие ежемесячно платежи. Если этого не сделано, применяется следующий способ формирования фонда;
  • на счете регионального оператора. Этот вариант используется по умолчанию, если жильцы дома не организовали отдельный, специальный счет.

Фонд и региональный оператор. Основные положения

С одной стороны, фонд капремонта общего имущества многоквартирных домов – это привлеченные денежные средства, целенаправленно используемые на оплату расходов по осуществлению капитальных ремонтных работ. Главная часть ФКР сформирована из обязательных взносов, которые и предназначены для образования денежного фонда по каждому дому, введенному в рег. программу.

Другие статьи, за счет которых пополняется финансовое положение фондов:

  • пени, уплаченные собственниками за несвоевременное внесение платежей на капремонт;
  • банковские проценты за хранение финансов фонда на депозите;
  • кредиты, взятые на осуществление ремонтных комплексов;
  • доходы, получаемые от размещения денежных средств фонда.

С другой стороны, под фондом капремонта понимается организация – юрлицо, называемое рег. оператором. Подобные структуры имеют статус некоммерческих организаций, они созданы и действуют обязательно в каждом регионе РФ. Их задача – организация сбора взносов и использование собираемых средств для осуществления капремонта общедомового имущества в МКД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *